Аргументы и Факты
tlt.aif.ru
16+
Тольятти
Аргументы и Факты
tlt.aif.ru
16+
Тольятти
Примерное время чтения: 6 минут
25

Жить и платить. Выяснили, как будет работать туристический налог в Тольятти

Эксперты отрасли опасаются, что введение туристического сбора сократит поток гостей.
Эксперты отрасли опасаются, что введение туристического сбора сократит поток гостей. / Екатерина Шарганова / АиФ в Самаре

Госдума в 2017 году приняла закон о введении туристического налога в четырех «пилотных» регионах (Республика Крым, Ставропольский, Красноярский и Алтайский края). Эксперимент планировали проводить до 2022-го, однако закон о введении туристического налога в РФ был принят только в 2024 году.

Регионы и муниципалитеты получили право вводить его и собирать с отдыхающих от 1% (в 2026 году – но не менее 100 рублей) до 5% (в 2030-м), которые туристы платят за проживание в гостиницах. С 1 января 2025 года турналог действует во многих городах и регионах России. В Самарской области уже в нынешнем году такое решение приняли в Жигулевске и Тольятти – их гости начнут платить с 1 января 2026 года.

Предварительное обсуждение провели также в Самарской городской думе – не исключено, что аналогичное решение тоже будет принято. Свои намерения народные избранники объясняют желанием получить средства на развитие инфраструктуры отдыха.

Глас народа

Сбор будет взиматься с туристов, останавливающихся в гостиницах, санаториях, базах отдыха, глэмпингах и кемпингах, где есть оборудованные места для проживания. Сейчас в Тольятти зарегистрировано 64 таких объекта. От уплаты освободят детей и их сопровождающих, а также некоторые другие категории граждан, включая вынужденных переселенцев и рабочих, имеющих договоры с местными предприятиями. Мэрия рассчитывает собрать таким образом в 2026 году более 36 млн рублей.

Летом 2024 года, во время принятия закона РФ, портал Гарант проводил опрос россиян об их отношении к новому налогу. Только 6% идею поддержали с формулировкой «да, это поможет поддержать внутренний туризм». 15% инициативу одобрили, но только с условием, если ставка будет минимальной. 38% высказались против, сочтя, что «это отобьет у россиян желание путешествовать по стране», а 40% были уверены, что надо искать другие источники для финансирования туристической отрасли.

Кто во что вложился?

Для «АиФ – Самара» ситуацию прокомментировал Сергей Миронов, эксперт туриндустрии, директор горнолыжного курорта.

«Туристический налог – это сбор денег с каждого туриста за посещение данной локации. Они идут в муниципальный бюджет. В моем понимании всё очень просто – если муниципалитет вложился своими ресурсами, деньгами, знаниями и т.п. в то, чтобы сделать конкретный продукт, то он вправе за это требовать от людей туристический налог. Это правильно.

Например, в Анапе вложились вообще во всё. Это туристические тропы, это великолепная набережная. Это инфраструктура города, куда люди едут посмотреть, на пляжи общественные, походить по набережной. Там есть за что платить.

Если также много было вложено в туристическую отрасль, например, Тольятти, то почему бы и нет – это нормально, если люди едут именно посмотреть то, что сделано муниципалитетом. А не так, чтобы что-то сделал владелец бизнеса, а государство к этому не приложило руки… Куда тогда эти деньги пойдут? Если придумано просто для того, чтобы денег взять – человек не поймет, для чего он платит этот туристический налог».

Риски

Свое мнение специально для «АиФ» высказала директор «Туристического информационного центра» Самарской области Анна Павкина.

«Введение туристического сбора в Самарской области в текущих макроэкономических условиях создает совокупность рисков, которые могут привести к негативным последствиям и повлиять на спад туристического потока. Есть риск не увеличить, а сократить налоговые поступления за счет подрыва легального бизнеса и снижения экономической активности в смежных отраслях.

Главная опасность — не изолированное введение сбора, а его наложение на уже существующие негативные тенденции. Например, повышение НДС до 20%. Туризм  — это длинная цепочка издержек, рост НДС ведет к удорожанию всех услуг поставщиков (продукты, белье, средства гигиены), подрядчиков (ремонт, уборка), маркетинга и эквайринга. Эксперты оценивают рост расходов бизнеса на 7-14%. Также это непосредственная нагрузка на доходы бизнеса: для бюджетного сегмента (хостелов) сбор в размере 100 руб. с койко-места стоимостью 500 руб. — это прямое 20-процентное увеличение фискальной нагрузки на себестоимость услуги. Также снижение порога для применения упрощенных налоговых режимов вынудит больше малых предприятий переходить на общую систему налогообложения (ОСН), где они столкнутся с полным бременем НДС.

Итого, для гостя бюджетного сегмента совокупный рост цены может составить 25-35%. В условиях, когда туризм — высокоэластичная по цене услуга, это гарантированно приведет к снижению спроса.

Также запустится отрицательный мультипликативный эффект на смежные отрасли. Гостиничный бизнес — это ядро туристического кластера. Спад загрузки средств размещения неминуемо ударит по: общественному питанию; транспортным услугам; развлекательным учреждениям; розничной торговле.

Пострадают и туроператоры региона, которые вынуждены будут повышать стоимость услуг. Также можно прогнозировать значительный отток туристов, которые выбирают наш регион для проведения деловых мероприятий. Снижение доходов в этих секторах и связанных с ними налоговых поступлений может перевесить потенциальные доходы от самого туристического сбора.

Существует опыт других регионов как прецедент. В Ульяновской области падение загрузки гостиниц на 7% после введения сбора — это эмпирическое доказательство реализуемости рисков. Игнорирование этого опыта может привести Самарскую область к тем же проблемам.

Поэтому, на мой взгляд, предложение о переносе введения сбора на год является не просьбой об отсрочке, а экономически обоснованной мерой по минимизации системных рисков. Разумный шаг — использовать временное окно конкурентного преимущества, дать бизнесу адаптироваться и перенять успешный, а не провальный, опыт других субъектов РФ. Это позволит не просто собрать краткосрочные доходы, а обеспечить устойчивое долгосрочное развитие туристического кластера Самарской области», - заявила Анна Павкина.

Как это будет устроено?

О планах Тольятти рассказала руководитель управления туризма Екатерина Ярославцева. Планируется, что в 2026 году бюджет города получит от турналога 36 млн 316 тысяч рублей.

«Мы провели опрос представителей гостиничного бизнеса. Сперва преобладал не очень доверительный настрой – люди еще плохо понимают, как всё это будет устроено и организовано. Но потом мы получили ряд ценных комментариев и предложений.

Например, большие вопросы были от хостелов: с принятием налога они получается, будут платить за койко-место около 15%  стоимости. Поэтому муниципалитетом были установлены отдельные лица, которые освобождаются от налога. Мы освободили от сбора  несовершеннолетних, их законных представителей или сопровождающих. Не подпадают под налог лица, размещающиеся на основании договора оплаты проживания, заключенного с юрлицом, зарегистрированным в Тольятти. Также это вынужденные переселенцы с территории Украины и приграничных субъектов России, находящиеся в наших пунктах временного размещения.

И еще мы определили низкий и высокий сезоны. Для низкого введена ставка 0,5%, для высокого 1%», - сообщила Екатерина Ярославцева.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX